блог о счастье

ЧЕТЫРЕ ТРАДИЦИИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ ВО ВЗГЛЯДАХ НА СЧАСТЬЕ

Рассуждения о Счастье существуют столько же, сколько и сам человек. Они меняются в зависимости от времени, особенностей культуры и мировоззрений того или иного народа, а также от внешних факторов, воздействующих на развитие конкретной общности. Традиции теоретического анализа феномена Счастья были заложены в еще античности.
В чем же особенность взглядов античных философов на Счастье?
В основе разделения взглядов философов античности стало соотношение добродетели и Счастья, роли и места актов добродетели в совокупности различных составляющих Счастья. Сейчас мы можем выделить 3 основные традиции определения Счастья в античности, в частности, в Древней Греции.
1. Гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм
Согласно этим направлениям, основной ценностью и целью поведения человека должно быть достижение счастья.

Гедонисты отождествляли Счастье с получением максимальных удовольствий. Пребывание в состоянии наслаждения – и есть, по их мнению, Счастье. Главным мотивом любого человека, в таком случае, должно являться максимальное получение наслаждений от жизни как в физическом, так и в духовном плане. Этическая составляющая получения данных наслаждений, при этом, могла быть отодвинута в сторону.
Эвдемонисты считали, что счастье является не только главной целью любого человека, но и главным критерием, по которому можно оценивать нравственность человека. Основным признаком счастья в их воззрениях является отсутствие страданий, которое сопровождается безмятежным состоянием души. На состояние счастья человека при этом могут влиять внешние силы – Боги и другие обстоятельства.
Мозг, Центр развития Счастья, Счастье.Центр, Счастье
Утилитаристы считали, что каждый человек должен действовать так, чтобы получать от результатов своих действий максимальную пользу, а полезность каждого действия зависела от того, сколько положительных эмоций и счастья получил человек. Таким образом, самым успешным человеком, по меркам утилитаристов, был тот, кто чаще испытывает счастье.
2. Стоическая традиция
Во второй традиции Счастье рассматривается как следствие добродетельного образа жизни, который связан с терпеливым переживанием различных жизненных невзгод, воспитанием в себе воли, стойкости, развитии разума.
Именно из данной традиции возникло наречие «стоически», которое и обозначает спокойное преодоление любых жизненных препятствий.
По мнению стоиков, человек через разум связан с космосом в целом, а нравственное совершенство само по себе оказывается счастьем. Согласно такому пониманию, человек счастлив не в индивидуальных и особенных проявлениях своей жизни, а в ее родовой сущности, которая является разумом и дается каждому человеку.
3. Аристотелевская традиция

Аристотель
Древнегреческий философ
Счастье есть смысл и назначение жизни, единственная цель человеческого существования.
Согласно третьей традиции, развитие нравственных добродетелей – прямой путь к достижению состояния Счастья, и самый существенный его элемент. Аристотель трактует Счастье как вторую природу, выступающую как совершенную деятельность деятельного разума.
Добродетель здесь сливается в средство достижения Счастья и в составной элемент этого самого счастья. Счастлив тот, кто действует согласно добродетели и получает от этого удовлетворение.
4. Традиция киников
Противоположных взглядов о Счастье придерживались киники (Антисфен, Диоген). Они отрицали социальные и материальные блага, считая их приносящими зло и несчастья человеку. Именно из-за этого среди них так популярны были бродяжничество, аморальное (для большинства людей) поведение – оно считалось естественным, а естественность – залог счастливой жизни.
По мнению киников, нет смысла отрицать свою природу и стараться отдаляться от нее при помощи социальных правил. Стоит жить просто, сливаясь с природой — это и есть счастье.
Мы видим, что практически все античные философские школы были едины в том, что только нравственное и разумное поведение ведет к счастью. С этой точки зрения гедонисты были одного мнения с моралистами.
Не существует приятной жизни, которая не была бы разумной, нравственно возвышенной и справедливой, так же как не может быть разумной, нравственной, возвышенной и справедливой жизни, которая не была бы приятной.
— Эпикур, древнегреческий философ