Меню
БЛОГ о счастье

КАКИМ БЫЛО "СЧАСТЬЕ" В РАЗНЫЕ ЭПОХИ?

Марафон "Месяц Счастья" стартовал! Запишись прямо сейчас!
Мы с Вами знаем, что Счастье - один из самых древних элементов человеческого мировоззрения. Испокон веков и вплоть до момента, когда Вы читаете это письмо, люди стремятся узнать, что такое Счастье. И несмотря на то, что люди изучают секреты гармоничной жизни со времен Платона, к единому мнению они не пришли до сих пор.
Давайте с Вами вернемся к более ранним эпохам, для того, чтобы увидеть, что было счастьем для людей в древних Китае, Индии, Греции, в эпоху Средневековья и Эпоху Ренессанса.
ДРЕВНИЙ КИТАЙ
В древнем Китае полагали, что реальная жизнь - основная и, по сути, единственная, которую нужно ценить и устроить как можно лучше. Именно это и должно было привести человека к счастью. Теоретически, считали китайцы, быть счастливым дано каждому, но на практике получалось, что счастье дается в награду за терпение, труд, рвение и способности, важнейшей из которых считалась способность соответствовать своей социальной роли.
Древний Китай, Центр развития Счастья, Счастье.Центр, Счастье
Если судьба не была благосклонной, нужно было уметь довольствоваться малым и ценить то, что имеешь, четко прослеживалась тенденция победы духовного над материальным. Одним из главных критериев счастья китайцев была естественная смерть, это было благом и подчеркивало то, что человек прожил счастливую жизнь.
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
В древней Индии Риши (мудрецы), считали, что счастье не связано с процветанием и деньгами. Счастье связано с сущностью человека. Человек только своими силами может прийти к счастью. Ведь все: ад и рай, источник радости – все находится внутри самого человека. Поэтому нет необходимости гоняться за иллюзиями материального мира. Обратитесь в глубь своей сущности и Вы постигнете первоисточник блаженства.
Индия, теория счастья, Центр развития Счастья, Счастье.Центр, Счастье
Погоня за материальным счастьем, по мнению индийцев, признак духовного невежества, а воины создают преграды на пути к настоящей гармонии.
С древности и до наших дней индийцы верили в «Карму». Закон «Кармы» или закон причины и следствия гласит: «Каждое действие вызывает воздействие энергии, которая возвращается к нам в соответствующем виде.... то, что мы посеем, то и пожнем. И когда мы выбираем действия, которые приносят счастье и успех другим, характерной чертой нашей Кармы является счастье и успех».
Конец жизни, по их мнению, ведет к счастью – таков естественный порядок этого мира: «Ход жизни ведет к счастью, а целью является бесконечно счастье». Отбросьте материальное и откройте в себе духовное на пути к вечной гармонии.
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Несмотря на то, что в Древней Греции было множество различных философских школ, большая часть Древних Греков рассматривала счастье объективно, в отличии от большинства из нас (я счастлив, потому что я это чувствую).
Они считали, что счастье – это обладание наиболее ценными существующими благами.
Древняя Греция, теория счастья, Центр развития Счастья, Счастье.Центр, Счастье
Но каков был перечень этих благ?
В отношении его греки вели долгий спор, потому что список благ был определяющим для ответа на вопрос «Как быть счастливым?».
Аристотель считал, что для счастья недостаточно какого-то одного блага, здесь должно быть сбалансированное сочетание, причем, в том числе благ, на которые человек большого влияния не имеет (например, человек не должен быть слишком уродливым, не быть низкого происхождения). В общем, рецепт счастья от Аристотеля был таков: раз лицом вышел - развивай в себе все остальное, если нет, то скорее это дело меняй - отрасти бороду, поменяй прическу, приведи внешность в порядок, потом приступай к остальному. Для греков в целом очень важен был принцип сочетания красоты духа и тела.
После Аристотеля пытливые умы, в целом, были согласны с такой теорией обретения счастья, правда наивысшим благом избрали добродетель.
Древнегреческий философ Эпикур видел счастье в наслаждении, которое для него заключалось в особом состоянии души, спокойствии, уравновешенности, безмятежности. Основой такого состояния выступает не любое, а лишь разумное удовольствие, которое заключается в «свободе от душевных тревог и телесных страданий». По словам Эпикура необходимо освободиться от влияния внешнего мира, от пустых желаний и от своих собственных страстей. Именно тогда дух становится невозмутимым и наступает Счастье.

СРЕДНИЕ ВЕКА
История Средних веков охватывает длительный период: с 5 по 16 в. и первую половину 17 в. Церковь берет на себя право устанавливать критерии истины. Перестает существовать природоведение, ибо все естественное предается анафеме. Появляются профессора мистики и каббалистики, процветают алхимия, астрология. Важнейшим институтом общества в то время была церковь. Средневековье вошло в историю как время безоговорочного подчинения авторитету церкви, удушения мысли, мрачного аскетизма.

Средние века, Теория счастья, Центр развития Счастья, Счастье.Центр, Счастье
Одним из выдающихся философов того времени был епископ Аврелий Августин, который провел жизнь в душевных скитаниях и поисках ответов на различные вопросы, в том числе вопросы о Счастье.
  • Создавая душу, Бог изначально закладывает в нее и стремление к Счастью, как одной из целей человеческой жизни. Поэтому человек обязан использовать все способности души для достижения Счастья. Само же Счастье, состоит в максимальном познании Бога. И в этом случае, разум человеческий становится главной опорой веры: "Разумей, чтобы верить, - пишет Августин, и продолжает, - верь, чтобы разуметь".
В своем стремлении в познании Счастья человек приходит тому, что есть добро и зло, и добром является сам Господь. Но откуда тогда берется зло? Аврелий утверждал, что зло - это порождение материального тела и, следовательно, зла как такого, не существует - это искаженное материальностью Божественное добро.
Ярким примером отношения к счастью в средневековье является фрагмент диалога великого ученого и богослова Алкуина с его учениками:
Ученик: Веди же нас, гони и приведи божественными путями разума на вершину совершенства; хотя и неровным шагом, но мы последуем за тобою.

Учитель:
О, человек, разумная тварь, бессмертная лучшею своею частью, образ своего Творца, скажи, зачем ты теряешь свои богатства и стараешься приобрести чужие? К чему ты ищешь внизу и не смотришь выше?

Ученик: Но что свое, а что чужое?

Учитель: Чужое - что ищется вне, как, например, накопление богатств. Свое - что внутри, украшение себя мудростью. К чему же, о смертные, вы ищете вне, когда имеете то, что ищите, внутри. Ученик: Мы ищем счастия.

Учитель:
Хорошо делаете, если ищете постоянного, а не преходящего.Посмотрите, какою горечью окроплено земное счастье; никому не достается в целости, никому не остается верным, потому что в этой жизни нет ничего неизменяемого…
Это в очередной раз показывает нематериальную природу счастья и напоминает о том, что оно есть внутри каждого из нас.
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
В эпоху Возрождения нравственным принципом поведения провозглашается стремление к земному, реальному счастью. После мрачной эпохи средневековья, в которой все человеческое приравнивалось к грязному и грешному, Возрождение напротив поставило во главу угла человека. Идейным течением эпохи Возрождения был гуманизм, в котором преобладал интерес к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинства.
Эпоха Возрождения, Теория Счастья, Центр развития Счастья, Счастье.Центр, Счастье
Главной чертой человека считалась «полезность». Уходя из жизни, человек должен что-то оставить после себя этому миру, делая по крупицам его лучше и лучше. Данте в «Божественной комедии» душил людей, проживших свой век бесполезно, не пускал даже в ад. Леонардо да Винчи тех, кто не оставил после себя ничего хорошего, полезного людям, уподоблял кишке с двумя отверстиями, называл «наполнителями нужников» и «царями скотов».
«Каждый сам кузнец своего счастья», - эта мысль стала важнейшим открытием гуманистической этики. Данный постулат сегодня звучит довольно часто, на него ссылаются и политики, и ученые, и управленцы и т.п
Эпоха Возрождения знаменательна тем, что полностью отрицала основу религиозной философии – отречение от мирской жизни, а главное – истязание плоти. В центре всего стоял сам человек и все то, что он творил на Земле.
Уже Петрарка призывал человека взглянуть на мир иначе, – и «ты увидишь многое, что делает жизнь счастливой и радостной». Раскрывая богатство и красоту природы, достоинство и совершенство человеческого тела, он приходит к прочному жизнеутверждению: «нужно, чтобы ты возликовал от радости. Все изменилось: природа и мир прекрасны, а человек возвращен миру для счастья».

Блаженство отождествлялось с земным счастьем, которое считает вполне достижимым. Истинное счастье может быть только честным. А путь к этому – следование к требованиям разума и мудрости. Гуманисты, в отличие от религиозной философии считали, что человек может быть счастлив на земле. При этом ему не надо быть с богом, а достаточно того, что есть рядом.
Как Вы видите, отношение и понимание счастья сильно зависит от условий, которые формируются в обществе, его ценностей, основных теоретических взглядов, которыми описывается мир и так далее. Счастье в современном обществе является другим и едва ли может быть понятно древнему греку или мыслителю средневековья в то время как мы также едва ли сможем понять их счастье.