БЛОГ о счастье

4 направления понимания Счастья в Новое время

В Новое время произошел переворот в понимании Счастья. В очередной раз люди пересматривают свои взгляды, отказываясь от старого и провозглашая новое. Если в Средние века понимание Счастья было неотделимо от бога, его дарования, то в Новое время этому понятию присваивается такой атрибут как субъектность. Если для Средневековья характерно достижение Счастья через обладание высшими благами, то в Новое время счастливым себя определяет сам человек исходя из своего ощущения.

Теперь человек считается счастливым, если он удовлетворен своей жизнью, получает от нее удовольствие, независимо от того, обладает ли он благами и какими. Новое понимание так укоренилось в умах людей, что казалось странным, что раньше было какое-то другое определение Счастья.
Понимание Счастья менялось на протяжении развития человеческой цивилизации и было у разных народов своим.
В Древнее время понимание счастья было сугубо гедонистическим. Оно сливалось с удовольствием, эти феномены даже не различали. Разные философы сошлись в этом.

В средние века о Счастье рассуждали философы Европейских институтов. В Англии Дж.Локк определял Счастье как наивысшее удовольствие. Во Франции, где было иное течение мысли, Счастье сводилось к удовольствию или удовольствие - к Счастью. Французский философ немецкого происхождения П.Гольбах писал: «...Мимолетное или малодлительное счастье называется удовольствием». Известный немецкий философ И.Кант, имевший совершенно отличные убеждения, также сводил Счастье к удовольствию, и не ценил ни то, ни другое.
Отделение Счастья от благосклонности судьбы и покровительства богов оказалось простым делом. А вот разграничение Счастья и удовольствия было длительным и трудным процессом. Из всех разнонаправленных мнений вытекает 4 направления в разделении Счастья и удовольствия.
1. Целостность Счастья
В отличие от удовольствий, Счастье символизирует целостность и гармонию.

Если удовольствия отдельны друг от друга, то Счастье целостно и полно. Оно определяется в контексте удовлетворенности жизнью в целом.
2. Длительность Счастья
Согласно второму направлению, Счастье от удовольствия отличается длительностью. Если удовольствия краткосрочны и эфемерны, то Счастье представляет собой длительное удовлетворение.

Такое разделение проводилось уже Аристотелем в Древние времена и Лейбницем в начале Нового времени.
3. Качество Счастья
Третье направление определяло Счастье по критерию качества удовлетворенности. В отличие от удовольствия, которое является источником поверхностного удовлетворения, Счастье вызывает более полные и глубокие чувства.

Радость качественно отличается от удовольствия, а счастье от радости. Данного подхода придерживались М.Шелер и Мак-Дугалл.

Удовольствие может вызывать зависимость, поскольку связано с физическими ощущениями. Счастье же приводит к выработке серотонина в организме, который приводит к ощущению гармонии, удовлетворения, баланса и покоя.
4. Счастье как объект положительной оценки
Согласно четвертому направлению, счастливым является не только тот, кто умеет радоваться жизни, но тот, кто радуется не без оснований.

Счастье определялось как объект положительной оценки, одобрения. В отличие от удовольствия Счастье не может возникнуть ни откуда, оно всегда имеет положительные основания и определенность.
Мы можем заметить, что ни одно из четырех направлений не охватывает в целом определение Счастья. Однако более полную картину мы получаем, если объединим все 4 критерия.

Сегодня уже никто не ставит Счастье и удовольствие на одну ступень. Его определяют как внутреннюю удовлетворенность от своего бытия, осмысленности жизни и реализации своего назначения. Именно в этом и есть понимание Счастья .