Меню
БЛОГ о счастье

2 понимания Счастья в Средние века

В конце эпохи античности происходит возврат к божественному началу в понимании Счастья. Новое летоисчисление открыло свой взгляд на данный феномен. Счастье уже не считается независимым от богов. Произошло это из-за того, что возвратились размышления на религиозную тему.

Мыслители видели Счастье в обладании благами. Однако для ощущения неземного счастья и блага нужны неземные. Те блага, которые были достаточны для достижения Счастья в представлениях философов Древнего мира, признаются недостаточными. Счастье даруется богами, и достижение его возможно лишь в том случае, если все помыслы и жизнь в целом посвящена богу.

Счастлив тот, кто смиренен и довольствуется малым.
В Средние века при появлении христианства рождается и новый взгляд на понимание Счастья. Согласно православной вере, счастлив тот человек, который может довольствоваться малым и находит Счастье в том, что жертвует собой ради тех, кого любит. При этом Счастье понималось трансцендентно, вне зависимости от предыдущего опыта человека.

В средневековой религии существовало два понимания Счастья, которых объединяло устремление к богу и его роль в достижении Счастья.

1. Евангелие
Евангелистское понимание заключается в том, что Счастье доступно лишь в небесном царстве, которое завещано Христом. В этом понимании имеется сходство с понятием блаженства у греков. В Евангелии на греческом языке счастливые назывались блаженными. А в латинских текстах главным понятием является «блаженство».

Вместе с этим понятие неземного Счастья применимо и к земной жизни. Состояния блаженства можно достичь и на земле, если в душах людей случится перемена, и царство божье возникнет на земле. При этом уже сейчас люди могут стать счастливыми, если живут по законам божьим.
2. Схоластическая философия
Схоластическая философия имела свое понимание Счастья и отличалось от евангелистского. Это различие также проявилось и в понимании самого слова «счастье». В христианских текстах латинского происхождения упоминалось о «блаженстве», а схоласты говорили о «эвдемонии», которая подразумевала обладание наивысшими благами.

Понимание Счастья у схоластов схоже с древнегреческим. Они были уверены, что удовлетворение не составляет счастья, а вытекает из него, т.е. является не основой, а следствием Счастья.

Только религиозное добро считалось схоластами источником счастья. Они говорили о том, что все остальные блага весьма непостоянны, часто изменчивы и несоизмеримо малы. Представители схоластической философии были убеждены, что разумная и добродетельная жизнь ведет к Счастью. При этом разум и добродетель считались необходимыми для достижения Счастья, но не достаточными. Помимо этого нужна помощь бога, его любовь. Однако любовь достигается верой, а не разумом. Поэтому Счастье связано не только с добродетелью, с разумной жизнью, лишениями и страданиями во имя бога, но больше с верой и любовью. Это стало специфическим мотивом достижения Счастья в христианской философии.
Согласно схоластической философии, удовлетворение не составляет счастья, а вытекает из него, т.е. является не основой, а следствием Счастья.
Только религиозное добро считалось схоластами источником счастья. Они говорили о том, что все остальные блага весьма непостоянны, часто изменчивы и несоизмеримо малы. Представители схоластической философии были убеждены, что разумная и добродетельная жизнь ведет к Счастью. При этом разум и добродетель считались необходимыми для достижения Счастья, но не достаточными.

Помимо этого нужна помощь бога, его любовь, которая, однако, достигается верой, а не разумом. Поэтому Счастье связано не только с добродетелью, с разумной жизнью, лишениями и страданиями во имя бога, но больше с верой и любовью. Это стало специфическим мотивом достижения Счастья в христианской философии.
Средневековое понимание Счастье существенно отличается от взглядов философов Древнего мира. Возможности человека приуменьшаются – самостоятельно он не способен достичь Счастья в полной мере, необходимо божественное вмешательство. Такая специфика взгляда на понимание Счастья сохранилась вплоть до Нового времени.