Системы управления методической работой. Анализ методической работы. Формы работы методической службы. Методическая продукция
Методическая работа – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение их научно-теоретического общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства.
Методическая работа в школе – это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя.

Этот комплекс ориентирован прежде всего на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития учащихся.

Методическая работа в школе направлена на оказание действенной помощи учителям и классным руководителям в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации учителей и тьютеров школы.
ЦЕЛЬ
Важная цель работы методической службы

Цель - научно-методическое обеспечение условий работы педагогов и всего образовательного учреждения в режиме развития.

Методическая служба образовательного учреждения формировалась с целью повышения уровня профессионального мастерства педагогов. На протяжении почти столетия, в ситуации стабильного функционирования системы образования это служило основной целью работы методической службы. Однако сегодня, в ситуации перехода образования на качественно иной уровень, не менее важной целью становится научно-методическое обеспечение условий работы педагогов и всего образовательного учреждения в режиме развития.
Задачи
Основные задачи методической службы образовательного учреждения
Обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации. Помощь в профессиональном становлении молодых (начинающих) педагогов
Выявление педагогических традиций в данном образовательном учреждении
Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса. Разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов
Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий
Анализ качества работы педагогов в режиме функционирования
Приведение методического обеспечения учебных предметов в соответствие с методическими требованиями, предъявляемым к документам в области образования, учебным планам и программам
Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых педагогических технологий. Организация педагогических поисков новых технологий, форм и методов обучения
Организация взаимодействия с другими учебными заведениями, научно-исследовательскими учреждениями с целью обмена опытам и передовыми технологиями в области образования и др
алгоритм
Алгоритм управления методической работы
Анализ информации
Анализ информации о состоянии методической работы, анализ форм и методов методической работы (частота, эффективность проводимых мероприятий), анализ планирования методической работы, анализ участия педагогов в исследовательской, инновационной деятельности, анализ проведенных уроков, анализ затруднений педагогов по результатам анкетирования, анализ профразвития педагогов)
Определение целей
Определение целей, направлений методической работы (исходя из анализа определяются проблемные точки, на которые необходимо обратить внимание)
Развитие методической службы
Прогнозирование, планирование развития методической службы ( через определение ведущих направлений методической работы; определение этапов, сроков, ответственных - план методической работы, методического совета, согласование планирования МО с общей методической темой школы, планирование работы по повышению профессионального роста, изучение и обобщение ППО)
Организация работы
Организация и обеспечение деятельности органов управления методической работой (проведение семинаров, педсоветов, заседание методсовета и МО, методических декад, фестивалей и т.д.)
Мотивация
Мотивация и стимулирование научно-методических инициатив (экономические, социально – психологические методы мотивации, презентация лучшего опыта)
Контроль
осуществление контроля исполнения требований, приказов. Контроль состояния целевых индикаторов методической работы. (самоконтроль, диагностика удовлетворенности педагогов осуществляемыми формами методической работы, диагностика педзатруднений, контроль эффективности проведенной работы, контроль динамики профразвития педагогов за текущий период)
Начать тест
Ответьте на вопрос
Для лучшего усвоения информации давайте выполним небольшой тест
Начать тест
Какова основная цель методической службы?
Дальше
Проверить
Узнать результат
Вы не прошли тест
Попробуйте еще раз изучить информацию и пройти тест еще раз!
Пройти еще раз
Пройти еще раз
Поздравляем Вы прошли тест!
Продолжайте изучать материал дальше!
Пройти еще раз
принципы
Основные принципы работы методической службы
Методологические принципы
К методологическим относят:
  • принцип социальной обусловленности профессионального развития педагогических кадров,
  • научности,
  • системности,
  • непрерывности,
  • целостности единства типа образовательной рефлексии.
Педагогические принципы
К педагогическим относят:
  • единство обучения,
  • воспитания и развития,
  • целенаправленность и перспективность профессионального развития, сбалансированность теории и практики,
  • оптимизация, наглядность методической работы,
  • активность педагогического коллектива,
  • единство коллективных и индивидуальных форм работы
Организационные принципы
В группу организационных входят следующие принципы:
  • всеобщности и обязательности,
  • комплексности,
  • преемственности,
  • управляемости,
  • плановости,
  • регулируемости и координации,
  • мониторинга и контроля,
  • рациональности использования материальной базы,
  • стимули­рования методической работы.
формы
Формы методической работы
Тео­ретический семинар, семинар-практикум
Научно-практическая конференция, методическая декада
Дни науки, методический фес­тиваль, методический мост
Методическая мозаика, дискуссия, ме­тодический ринг
определение
Методическая продукция
Методическая продукция — один из самых востребованных сегодня видов педагогической издательской продукции. Создание методической продукции обусловлено функциональными обязанностями методиста и является одним из направлений его деятельности.

Методическая продукция очень разнообразна. Совокупность методической продукции составляет информационно-методический фонд (методическую копилку).
Задачи, которые решает методическая продукция
излагает сведения, подлежащие
распространению
объясняет цели и порядок
действий
разъясняет приемы и методы
работы
показывает возможные формы
проведения дел
обобщает ценный педагогический
опыт
Виды
Классификация методической продукции
По переодичности
периодическая
непериодическая
По адресату
для взрослых (преподавателей)
для детей (учащихся)
По характеру информации
текстовая,
схематическая,
плакатная или графическая
По содержанию
В зависимости от специализации учителя, методиста
По функциональности
информационная
организационно-методическая
прикладная

Любой из видов методической продукции может быть представлен как типографское издание, публикация в периодическом издании, буклет, электронное издание (CD, DVD, публикация в сети Интернет) или печатный вариант рукописи методиста, набранный на компьютере.
требования
Требования, предъявляющие к методической продукции
методический продукт должен быть актуальным, учитывать запросы и профессиональные потребности педагогов-практиков
издание должно иметь конкретный адрес, точную нацеленность на определенную категорию взрослых или детей
издание должно быть результатом глубокого всестороннего изучения какого-либо вопроса по научно-педагогической, методической литературе, либо специального педагогического эксперимента, либо оправдавшего себя опыта работы коллектива, отдельного педагога
название должно прямо указывать на его тему и основное содержание
содержание издания должно раскрывать педагогическую сущность рассматриваемого явления, описывать методику действий педагога, коллектива
если в издании использованы печатные источники, идеи и материалы других авторов, то обязательно нужно указывать источник
необходимо обратить внимание на культуру оформления издания, лаконичность изложения, целостность и логичность структуры
методическая продукция обязательно утверждается на методическом совете
Виды методической продукции
Информационный плакат
Информационный плакат позволяет ознакомить широкий круг людей с теми или иными методическими идеями. Чтобы стать методической продукцией, а не быть просто объявлениями, они должны быть регулярными, нацеленными на определенную аудиторию и обладать чертами методических рекомендаций. С другой стороны, как всякий плакат, он должны быть лаконичен по языку и бросок по оформлению. Примером подобного типа методической продукции могут служить многочисленные плакаты психологической службы. Так же в виде плаката часто оформляют методические указания ученикам, помещая их в классе. Точное понимание целевой аудитории позволяет правильно расположить такой плакат на территории образовательного учреждения.
Виды методической продукции
Методическое описание
Это рассказ о проведенном деле, увиденном событии из педагогической практики или о том, как его можно провести. С одной стороны, это самый простой вид методической продукции, который предполагает подробное описание события, действия, некоторые комментарии. С другой стороны, методическое описание часто подменяют общепедагогическим или вовсе бытовым. Методическое описание всегда должно содержать ответ на вопросы «Как это было сделано?» и «Почему это сделано так, а не иначе?». Так простой конспект урока, сценарий мероприятия не является методическим материалом.
Конспект, чтобы стать методикой, должен рассказать:
каково место данного урока в теме курса?
основные задачи урока в данной форме?
чем данная форма проведения урока лучше других?
на каких учащихся рассчитан данный урок?
как готовиться к уроку подобного типа?
как подготовить к нему учеников?
какие могут встретиться трудности во время урока?
как можно преодолеть эти трудности?
что делать, если сценарий урока нарушился?
предпочтительный характер общения с учащимися на данном уроке?
каким образом связать данный урок с предыдущим и последующим материалом?
Виды методической продукции
Авторская программа





Авторская программа
— это спроектированный самим учителем (автором) на основе собственной методической концепции учебно-воспитательный процесс, предназначенный для обновления школьного образования и получения определенных (повышенных) результатов.


Авторская программа должна:
соответствовать главным задачам образования, воспитания и развития учащихся
содержать возможности для дифференциации и индивидуализации учебного процесса
удовлетворять дидактическим принципам научности, систематичности и последовательности в их современном понимании
включать надпредметное содержание — развивать универсальные общеучебные навыки
сохранять (обеспечивать) содержательный минимум, установленный государственными стандартами
быть согласованной с программами смежных учебных дисциплин, иметь межпредметные связи с ними
быть оптимальной по объему (соответствовать отведенному времени на изучение данного материала)
учитывать опыт создания и апробирования существующих аналогичных или родственных программ
Структура авторской программы должна содержать все (6) необходимые любой учебной программе элементы:
  • наименование программы
  • объем программы в учебных часах
  • пояснительную записку
  • содержание, структурированное по возрастному и тематическому признакам
  • требования к уровню подготовки учащихся
  • дополнительные материалы
Пояснительная записка
Представляет технологическую основу программы; в ней раскрываются:

  • концепция (методологическая основа) программы
  • цели и задачи авторского курса, возможности для развития учащихся
  • актуальность, новизна, краткое обоснование необходимости нововведений
  • особенности содержания и структуры курса
  • учебно-методическое обеспечение курса
Дополнительные материалы
  • тематическое планирование с краткими рекомендациями по изложению материала, методам и формам обучения
  • указатель межпредметных связей
  • списки рекомендуемой литературы для учителя и для учащихся
  • методические рекомендации по реализации программы
Правила
Правила оформления и издания методической продукции
Создание методического продукта предполагает овладение методикой и техникой научного труда, поэтому к оформлению предъявляются те же требования, что и к научной публикации. Правила оформления регламентируются государственными стандартами по информации, библиотечному и издательскому делу

К указанным документам рекомендуется обращаться для подробного изучения требований, для рассмотрения редко встречающегося случая, для уточнения спорного момента в оформлении.


ГОСТ 2.105-95 Общие требования к текстовым документам;

ГОСТ 7.80-2000 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления;

ГОСТ 7.83-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения;

ГОСТ Р 7.0.5-2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления (Библиографическая ссылка);

ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления

Пройдите небольшой тест для лучшего усвоения информации
Заполните форму и мы Вам отправим результаты Вашего теста
Принцип научности относится к ..?
Какие признаки отличают плакат от методической продукции?
Сколько составных элементов должно быть у авторской продукции?
1
10
Какие виды методичекой продукции Вы использовали в своей работе?